Все продолжается
Нашла статью на Tchk.lv. Фото из архива латвийскogo историкa Владa Боговa.
www.delfi.lv/tchk/history/rizhskij-centralnyj-v...
Рижский центральный вокзал.
Статья волшебная. Из нее я узнала, когда вообще началось железнодорожное сообщение в Латвии, что Даугавпилс раньше назывался Динабургом, и так странно было видеть старые здания вокзала. для меня-то он такой, как сегодня, как был в 80-х.
Строительство Рижского железнодорожного вокзала началось в 1858 году после того, как был утверждён проект первой железной дороги Рига — Динабург (Даугавпилс). Станция начала свою деятельность в 1861 году, с открытием дороги на Динабург и далее на Санкт-Петербург и Варшаву. Латвийский историк Влад Богов рассказал подробную историю Рижского вокзала, предоставив нам также редкие снимки из личного архива.
g2.delphi.lv/images/pix/b171954bf98b123882-4548...
2. Фото 1870 года. Первым вокзалом было небольшое двухэтажное здание, куда перпендикулярно фасаду подходили линии путей. Вокзал проектировал известный архитектор Иоганн Фелско. Поначалу там было всего два крытых перрона и четыре пути. На первом этаже находились кассы и зал ожидания, а на втором этаже канцелярия Рижско-Орловской железнодорожной линии, юридический отдел и отдел подвижного состава. В здании вокзала в правом крыле располагался телеграф, контора начальника станции и канцелярия коменданта станции, а в левом крыле – почта и полиция.
g2.delphi.lv/images/pix/8e8ce54bf9923dd4dc-4548...
3. Фото 1890 года. В октябре 1889 года была завершена постройка православной часовни Александра Невского перед вокзалом. Часовня воздвигнута в честь спасения семьи императора Александра III в железнодорожной катастрофе. Часовня простояла до 20 июля 1925 года, когда решением Рижской городской управы ее снесли, "как воспоминание о временах царизма и по желанию общественности".
g4.delphi.lv/images/pix/2d6be54bf99aea6439-4548...
4. Фото 1911 года. С активным расширением железнодорожной сети и увеличением потока поездов здание вокзала в Риге очень быстро становится тесным. Городское собрание вскоре решает увеличить здание вокзала и добавить к нему подъездных путей. Здание перестраивают по проекту архитектора Генриха Шелла. К зданию старого вокзала добавляют два трехэтажных крыла и оборудуют более удобный зал ожидания.
g2.delphi.lv/images/pix/aafcd54bf9a2849423-4548...
5. Фото 1922 года. Привокзальная площадь в начале 20-х годов – все так же самое посещаемое место в городе.
g2.delphi.lv/images/pix/2f7bc54bf9ad35801b-4548...
6. Фото 1925 года. Одна из редких фотографий, на которой можно увидеть весь комплекс зданий вокзала. Вскоре, в 1928 году, на месте площади в центре снимка построят здания магазинов и вокзальные кассы.
g3.delphi.lv/images/pix/0c1e654bf9bd5268bf-4548...
7. В конце июня 1929 года в Ригу с официальным визитом прибыл шведский корольГустав V. Для рижского радиофона это стало знаковым событием – приезд короля в Ригу впервые освещался в режиме прямого эфира по радио.
g4.delphi.lv/images/pix/5068154bf9c2516e04-4548...
8. Фото 1929 года. В прошлом тоже любили повеселиться. Карусели неподалеку от вокзала, напротив нынешнего здания Министерства сообщения и Управления железной дороги на улице Гоголя 3.
g4.delphi.lv/images/pix/fc77754bf9c779a184-4548...
9. Фото 1933 года. Еще один редкий снимок – фотограф запечатлел выход из здания вокзала на перроны к поездам. Чтобы встречающие или провожающие могли попасть к перронам, необходимо было купить в кассе специальный перронный билет.
g2.delphi.lv/images/pix/cfa5e54bf9cf3490c2-4548...
10. Фото 1936 года. Здание вокзала с обратной стороны. Сегодня на этом месте стоит здание поездов дальнего следования. Тоннелем под перронами мы пользуемся и ныне.
g4.delphi.lv/images/pix/b5b4a54bf9d6c5b49e-4548...
11. Фото 1938 года. Еще один редкий кадр, где видна работа кассиров в конце 30-х годов. Билеты до нужной станции были картонными, и кассир при помощи специального автомата пробивал отверстия с указанием нужной станции.
g3.delphi.lv/images/pix/f810254bf9da75812d-4548...
12. Фото 1949 года. Открытие одной из первых троллейбусных линий возле вокзала. Транспорт шел по маршруту №3 "Станция Рига - улица Лаувас"
g3.delphi.lv/images/pix/c403a54bf9e576ba9b-4548...
13. Фото 1954 года. В середине 50-х годов в Риге появились новые такси, которые заменили извозчиков. Последние восемь извозчиков исчезли с улиц Риги только в 1957 году. На фото - старое здание вокзала. (Образно выражаясь, снимок снят со стороны въезда в подземную автостоянку универмага Stockmann).
g3.delphi.lv/images/pix/7a8b154bf9eae3f465-4548...
14. Фото 1959 года. К вопросам модернизации здания рижского вокзала возвращаются в 1957 году. Вплоть до этого года рижане продолжали привычно пользоваться вокзалом, который был построен еще в 1889 году. В 1957 году Министерство сообщения СССР и Управление железных дорог ЛССР согласовали проект реконструкции рижского вокзала. Работы по проектированию велись в Государственном институте транспортного проектирования в Ленинграде.
g1.delphi.lv/images/pix/401e154bf9f9b8eab3-4548...
15. Открытие здания нового вокзала приурочили к юбилейной дате – 20-летию Советской Латвии (21 июля 1960 г.). Архитектура нового здания была выдержана в характерном стиле монументализма. Для внешней отделки использовался светлый известняк из подмосковных карьеров. Активную помощь при отделке фасада рижским строителям оказали московские метростроевцы. Впервые за строительную историю Риги при возведении вокзала была использована алюминиевая отделка. Внутри оборудованы удобные и большие залы ожидания, есть парикмахерская, буфет, почта, багажные отделения, комната матери и ребенка, специальное помещение для беременных, комнаты для маленьких детей. При отделке внутренних помещений архитекторы использовали новые средства выражения. Богато использован уральский мрамор, украинский гранит, опилки натурального дерева, стекло, алюминий, пластмасса.
g2.delphi.lv/images/pix/58bf554bf9f65af76c-4548...
16. Фото 2003 года. В рамках осуществления второй очереди реконструкции вокзала в 2002 году были укреплены несущие конструкции здания, отремонтирована крыша, заменены двери, окна и витрины, установлен лифт и эскалатор. Был изменен главный стеклянный фасад и обновлен каменный фундамент. Кроме того, на несколько метров вглубь площади была перенесена башня с часами. Помимо часовой башни она стала еще и рестораном, который расположился вверху башни. Торговый центр Origo был открыт 8 мая 2003 года, а башня с часами и рестораном – 4 сентября того же года.
g2.delphi.lv/images/pix/012ba54bf9fe087f7d-4548...
и еще раз выложу свою фотку, буквально с прошлых выходных:
читать дальше
www.delfi.lv/tchk/history/rizhskij-centralnyj-v...
Рижский центральный вокзал.
Статья волшебная. Из нее я узнала, когда вообще началось железнодорожное сообщение в Латвии, что Даугавпилс раньше назывался Динабургом, и так странно было видеть старые здания вокзала. для меня-то он такой, как сегодня, как был в 80-х.
Строительство Рижского железнодорожного вокзала началось в 1858 году после того, как был утверждён проект первой железной дороги Рига — Динабург (Даугавпилс). Станция начала свою деятельность в 1861 году, с открытием дороги на Динабург и далее на Санкт-Петербург и Варшаву. Латвийский историк Влад Богов рассказал подробную историю Рижского вокзала, предоставив нам также редкие снимки из личного архива.
g2.delphi.lv/images/pix/b171954bf98b123882-4548...
2. Фото 1870 года. Первым вокзалом было небольшое двухэтажное здание, куда перпендикулярно фасаду подходили линии путей. Вокзал проектировал известный архитектор Иоганн Фелско. Поначалу там было всего два крытых перрона и четыре пути. На первом этаже находились кассы и зал ожидания, а на втором этаже канцелярия Рижско-Орловской железнодорожной линии, юридический отдел и отдел подвижного состава. В здании вокзала в правом крыле располагался телеграф, контора начальника станции и канцелярия коменданта станции, а в левом крыле – почта и полиция.
g2.delphi.lv/images/pix/8e8ce54bf9923dd4dc-4548...
3. Фото 1890 года. В октябре 1889 года была завершена постройка православной часовни Александра Невского перед вокзалом. Часовня воздвигнута в честь спасения семьи императора Александра III в железнодорожной катастрофе. Часовня простояла до 20 июля 1925 года, когда решением Рижской городской управы ее снесли, "как воспоминание о временах царизма и по желанию общественности".
g4.delphi.lv/images/pix/2d6be54bf99aea6439-4548...
4. Фото 1911 года. С активным расширением железнодорожной сети и увеличением потока поездов здание вокзала в Риге очень быстро становится тесным. Городское собрание вскоре решает увеличить здание вокзала и добавить к нему подъездных путей. Здание перестраивают по проекту архитектора Генриха Шелла. К зданию старого вокзала добавляют два трехэтажных крыла и оборудуют более удобный зал ожидания.
g2.delphi.lv/images/pix/aafcd54bf9a2849423-4548...
5. Фото 1922 года. Привокзальная площадь в начале 20-х годов – все так же самое посещаемое место в городе.
g2.delphi.lv/images/pix/2f7bc54bf9ad35801b-4548...
6. Фото 1925 года. Одна из редких фотографий, на которой можно увидеть весь комплекс зданий вокзала. Вскоре, в 1928 году, на месте площади в центре снимка построят здания магазинов и вокзальные кассы.
g3.delphi.lv/images/pix/0c1e654bf9bd5268bf-4548...
7. В конце июня 1929 года в Ригу с официальным визитом прибыл шведский корольГустав V. Для рижского радиофона это стало знаковым событием – приезд короля в Ригу впервые освещался в режиме прямого эфира по радио.
g4.delphi.lv/images/pix/5068154bf9c2516e04-4548...
8. Фото 1929 года. В прошлом тоже любили повеселиться. Карусели неподалеку от вокзала, напротив нынешнего здания Министерства сообщения и Управления железной дороги на улице Гоголя 3.
g4.delphi.lv/images/pix/fc77754bf9c779a184-4548...
9. Фото 1933 года. Еще один редкий снимок – фотограф запечатлел выход из здания вокзала на перроны к поездам. Чтобы встречающие или провожающие могли попасть к перронам, необходимо было купить в кассе специальный перронный билет.
g2.delphi.lv/images/pix/cfa5e54bf9cf3490c2-4548...
10. Фото 1936 года. Здание вокзала с обратной стороны. Сегодня на этом месте стоит здание поездов дальнего следования. Тоннелем под перронами мы пользуемся и ныне.
g4.delphi.lv/images/pix/b5b4a54bf9d6c5b49e-4548...
11. Фото 1938 года. Еще один редкий кадр, где видна работа кассиров в конце 30-х годов. Билеты до нужной станции были картонными, и кассир при помощи специального автомата пробивал отверстия с указанием нужной станции.
g3.delphi.lv/images/pix/f810254bf9da75812d-4548...
12. Фото 1949 года. Открытие одной из первых троллейбусных линий возле вокзала. Транспорт шел по маршруту №3 "Станция Рига - улица Лаувас"
g3.delphi.lv/images/pix/c403a54bf9e576ba9b-4548...
13. Фото 1954 года. В середине 50-х годов в Риге появились новые такси, которые заменили извозчиков. Последние восемь извозчиков исчезли с улиц Риги только в 1957 году. На фото - старое здание вокзала. (Образно выражаясь, снимок снят со стороны въезда в подземную автостоянку универмага Stockmann).
g3.delphi.lv/images/pix/7a8b154bf9eae3f465-4548...
14. Фото 1959 года. К вопросам модернизации здания рижского вокзала возвращаются в 1957 году. Вплоть до этого года рижане продолжали привычно пользоваться вокзалом, который был построен еще в 1889 году. В 1957 году Министерство сообщения СССР и Управление железных дорог ЛССР согласовали проект реконструкции рижского вокзала. Работы по проектированию велись в Государственном институте транспортного проектирования в Ленинграде.
g1.delphi.lv/images/pix/401e154bf9f9b8eab3-4548...
15. Открытие здания нового вокзала приурочили к юбилейной дате – 20-летию Советской Латвии (21 июля 1960 г.). Архитектура нового здания была выдержана в характерном стиле монументализма. Для внешней отделки использовался светлый известняк из подмосковных карьеров. Активную помощь при отделке фасада рижским строителям оказали московские метростроевцы. Впервые за строительную историю Риги при возведении вокзала была использована алюминиевая отделка. Внутри оборудованы удобные и большие залы ожидания, есть парикмахерская, буфет, почта, багажные отделения, комната матери и ребенка, специальное помещение для беременных, комнаты для маленьких детей. При отделке внутренних помещений архитекторы использовали новые средства выражения. Богато использован уральский мрамор, украинский гранит, опилки натурального дерева, стекло, алюминий, пластмасса.
g2.delphi.lv/images/pix/58bf554bf9f65af76c-4548...
16. Фото 2003 года. В рамках осуществления второй очереди реконструкции вокзала в 2002 году были укреплены несущие конструкции здания, отремонтирована крыша, заменены двери, окна и витрины, установлен лифт и эскалатор. Был изменен главный стеклянный фасад и обновлен каменный фундамент. Кроме того, на несколько метров вглубь площади была перенесена башня с часами. Помимо часовой башни она стала еще и рестораном, который расположился вверху башни. Торговый центр Origo был открыт 8 мая 2003 года, а башня с часами и рестораном – 4 сентября того же года.
g2.delphi.lv/images/pix/012ba54bf9fe087f7d-4548...
и еще раз выложу свою фотку, буквально с прошлых выходных:
читать дальше
Красивый был вокзал, эх... жаль, что попал под жернова "советского модерна".
Кстати, где-то мне попадалась фотка, как перемещали пятиэтажку для расширения дороги - то ли в Болгарии, то ли еще где. Вот это уважаю.
перемещение пятиэтажки в Болгарии достойно всяческих похвал. а заброшенный фасад дома на Марияс, в Латвии - позорище. лучше б снесли уже и построили нормальный жилой дом. или не жилой. но - нет. там владелец, все дела. и без него ни-ни. смешно, ну )
А тут еще и другое важно. Дом - исторический памятник. Снести? А что построят? Безликую коробку, чтобы семей 15-20 купило там квартиры? Да, эти 15-20 семей будут счастливы, а город потеряет часть своей уникальности, своей истории.
Сносили раньше, не думая. А то, что не сносили - было в ужасном состоянии. Как раз на днях смотрел фотографии моей мамы в ее студенческие годы, там на заднем плане часто мелькают дома - в Старушке той же. Кошмарно обшарпанные, грязные, с облупившейся краской. И сейчас не все идеально, но такого в массе своей - ну нету. Из снесенного - или, точней, не восстановленного - мне безумно жаль "Дом с рыцарями" на Ратушной площади, сильно поврежденный в войну. Очень жалею, что не последовали примеру Варшавы и не восстановили его: те немногие фото, что видел, изумительно красивы, до боли.
зай, там нет дома. развалины тока и стена фасада, подпертая железной арматурой. и затянутая такой пленкой, на которой типа дом нарисован, ну, знаешь, наверное. я работала напротив него долго. и мы все сидели и думали - если он свалится, наши окна заденет или нет? я, наверное, кошмарный прагматик и ни разу не романтик в этом вопросе, но или сносят пускай, или делают. а то центр, все дела, югендстиль и прочие шняжки... и такое вот. два шага от вокзальной площади, ну. он же, блин, на голову свалится кому-то однажды.
мне очень жаль, когда не восстанавливают. когда утеряно красивое и памятное, необыкновенное. но пускай тогда восстанавливают. развалины - это как разбитая чашка. плохо из нее пить.
Делать-то надо, это бесспорно.
Передвинуть-расширить. Просто не ставилось целью сохранить.
это очень сложно, начётисто и не всегда технически возможно. Красивых зданий было не мало, но не всегда они функциональны. А строить новое , оставляя всё старое ..... площадь городов станет неимоверной. Да и содержать проблема.
Но как бы там ни было, я сторонник той позиции, что нельзя выкидывать свою историю ради сиюминутных нужд. Будет уже не восстановить, а без истории и народ не народ. Чем гордиться, что помнить, если все снесено и застроено бетонными коробками?
В тему - смотрел недавно фотографии Москвы - окрестных деревень до их сноса. Проект "Москва, которую мы потеряли". Вот в том-то и беда, что потеряли, и не вернуть. Максимум на фото останется.
Вот, подумалось еще, что замена красивых, уникальных зданий на нужные "народу" коробки, лишь бы побольше вселиться могло - это как у Окуджавы, в чем-то...
Зачем мы перешли на "ты"?
За это нам и перепало
На грош любви и простоты
А что-то главное пропало.
вот что мне жалко - так это часовню. она красивая была, это точно )
вот с этим не могу не согласиться. конечно, очаги истории оставлять нужно. и заботиться о них.
а вот насчет перехода на «ты»... ты как реконструктор не знаешь, откуда на Русь пришло выканье? ведь поначалу все были на ты. и «ты, царь-батюшка»...
Можно взять за пример многие европейские города, сохраняющие - по возможности - все старое, так как это невосполнимое культурное наследие. Хотя снести, конечно, дешевле и проще, чем разрабатывать сложную систему переноса здания - с разбором или без оного. Вот и получается, что можно собрать по кирпичику старый город, как в Варшаве, а можно бульдозером зачистить руины - и поставить уродливую черную коробку РТУ. Функциональное, вероятно, не в пример довоенным домам, стоявшим на Ратушной. Куда функциональнее дома Черноголовых, конечно же.
Только вот без дома Черноголовых, без тех домов - все беднее становится, в культурном смысле беднее.
Историю Руси меня крайне мало интересовала, я все же по истории Европы - 18-19 столетие.
Но я имел в виду сознательное упрощение, дающее сиюминутную выгоду, из-за которого теряется "выгода" культурологического толка, не сразу видимая, конечно.
Так и у нас тут... реновируют - хорошо, здорово. развалины, из которых кирпичи сыпятся - плохо и нафиг. всё не сохранишь, на самом деле. чем-то надо жертвовать. но лучше б, конечно, пытались сохранить.